Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу, куда идти!
Экзамен для тех, пишет в жанре фэнтези
By Дэвид Дж. Паркер.
Дополнительные материалы собраны Самуилом Штоддардом.
Такое чувство, что, после как Дж. Р. Р. Толкиен и Льюис создали миры Средиземья и Нарнии, каждый уличный пустомеля решил, будто может создать собственное, великое и оригинальное произведение в жанре фэнтези. Беда только в том, что все эти "великие и оригинальные" творения на деле оказываются жалким подражанием. Честно скажем, нас от них уже настолько тошнит, что мы создали этот список кратких комментариев, который может быть служить для проведения экзаменов. Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ "да" на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей "перспективной" затеи.
ЭКЗАМЕН
читать дальше1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?
ещё как происходит!
2. Ваш главный герой - выходец из деревни, но родители его не известны?
мы люди городские и писать про деревню как-то не хотим
3. Главный герой - наследник трона, но сам про это не подозревает?
да ну нафиг! родители как родители...
4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?
супер-пупер плохих дядек нет, а взрослому человеку и вполне себе самостоятельной личности никого побеждать особо не хочется
5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?
неа
6. А как насчет того, кто способен этот самый мир погубить?
все больше территории захатывать стремятся
7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об "Избранном", который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив силы добра?
нет уж!
8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?
всё сами узнаём, на то и разведчики
9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?
все нормальные! возомнить себя богом не пришло в голову ещё никому
10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька в тайне является отцом главного героя?
так его ж вообще нет!
11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?
нет, и короли не такие уж добрые, и влиянию особо не поддаются. разве что некоторые
12. Фраза "забывчивый маг" описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?
магу, у которого с памятью не всё в порядке, на войне делать нечего
13. А как насчет "могучего, но туповатого и добродушного воителя"?
все хитрые, умные и резвые - разведчики как никак
14. А нет ли там "мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посветить персонажей в план действий, в виду каких-то собственных, загадочных причин"?
неа
15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?
женщин довольно мало и все они тоже воины, так что особо за внешностью следить времени нет
16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?
да ну!
17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?
нет
18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?
нет!
19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?
нет!!
20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как "сурового дварфа"?
зачем мне описывать дварфов? мне и других рас достаточно
21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?
все чистокровны
22. А не сделали ли вы эльфа и дварфа неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?
нет, за неимением последнего и моими собственными соображениями
23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?
нет
24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?
нет
25. Вам не ведомо, когда начали использовать сеновязалку?
ну почему же...
26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?
не буду я карту рисовать! да и наименований таких нет
27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу... а может быть и потом - не очень?
у меня даже глав нет, а тут - пролог
28. Это первая книга в запланированной трилогии?
нет
29. А что насчет пяти- и десятилогий?
тем более нет
30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?
а я видела нью-йоркскую телефонную книгу? но скорее всего тоньше
31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?
действие идёт чуть ли не сразу
32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?
нет, предпочитаю всё делать последовательно
33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?
во-первых, врать мне ни к чему, а во-вторых, у меня своё вполне себе нормальное имя
34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?
нет уж, всё своим умом
35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?
неа
36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?
пока нет. собственно ещё и герои-то не все названы
37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?
да вроде как нет
38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете "Тим Умбер", а второго - "Белтузалантал аль'Гринскок"?
нет, так как я так не делаю
39. В вашем мире обитают орки, эльфы, дварфы и полурослики?
последних нет
40. А "оркены" или "дварровфы"?
а этих уж и тем более нет
41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс "полу-"?
нет
42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты дварфов?
нет!
43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?
нет, разведчикам совсем ни к чему ввязываться в батальные сражения
44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?
кое-кого да!
45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании "Wizards of the Coast"?
нет!
46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?
нет, только напицца
47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но самом деле это совсем не так?
я и не хочу ничего знать о феодализме.
48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?
нет
49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?
нет, все довольно честные парни и если можно упростить дело, они сделают для этого всё
50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются "fireball" или "lightning bolt"?
нет
51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин "мана"?
нет
52. Вы пользуетесь термином "чешуйчатая кольчуга"?
нет
53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин "единицы жизни|hit points"?
нет!
54. Вам не известно, сколько весят золотые монеты?
должно быть не столь много
55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?
лошадь, если она не железная, нуждается в отдыхе также, как и её наездник.
56. В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?
нет уж, после такого дня нужно только спать, непременно спать
57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?
нет
58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?
пока нет, но можно будет попробовать...
59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?
нет, это наверняка довольно трудно
60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?
нет
61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?
с приступом только на ларёк ходить! да и на кой моему герою какие-то странные особы? ему и в одиночестве неплохо живётся
62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?
нет, я так больше в обычной жизни шучу
63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десяти килограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?
нет
64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?
смотря куда попасть. если стрелять долго, упорно, но криво, то и 20 может быть мало
65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть "не бог весть что, но в дороге сойдет"?
ещё чего!
66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?
пьянствующих людей вообще довольно мало
67. Вы уверены, что "медовуха" - это просто такое забавное название для пива?
медовуха - это медовуха, и я не собираюсь путать её с чем-то другим
68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности 1 государством, 1 правителем, 1 религией?
нет
69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире - воровская гильдия?
нет, воры - люди разные
70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?
так его ж нету!
71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?
они и сами на многое способны, зачем таскать с собой лишнего человека?
72. "Обычный" - это официальный язык в вашем мире?
нет
73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?
да ну, всё что было, почти всё уже и разграбили
74. Ваше произведение всего-лишь краткий пересказ "Властелина колец"?
у меня своя история
75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!
а врать нехорошо, поэтому я была честна
Проходила "экзамен" и мне было просто весело. Зато вот, Сараби, можешь побольше узнать о моём творении
Райла
By Дэвид Дж. Паркер.
Дополнительные материалы собраны Самуилом Штоддардом.
Такое чувство, что, после как Дж. Р. Р. Толкиен и Льюис создали миры Средиземья и Нарнии, каждый уличный пустомеля решил, будто может создать собственное, великое и оригинальное произведение в жанре фэнтези. Беда только в том, что все эти "великие и оригинальные" творения на деле оказываются жалким подражанием. Честно скажем, нас от них уже настолько тошнит, что мы создали этот список кратких комментариев, который может быть служить для проведения экзаменов. Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ "да" на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей "перспективной" затеи.
ЭКЗАМЕН
читать дальше1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?
ещё как происходит!
2. Ваш главный герой - выходец из деревни, но родители его не известны?
мы люди городские и писать про деревню как-то не хотим
3. Главный герой - наследник трона, но сам про это не подозревает?
да ну нафиг! родители как родители...
4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?
супер-пупер плохих дядек нет, а взрослому человеку и вполне себе самостоятельной личности никого побеждать особо не хочется
5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?
неа
6. А как насчет того, кто способен этот самый мир погубить?
все больше территории захатывать стремятся
7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об "Избранном", который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив силы добра?
нет уж!
8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?
всё сами узнаём, на то и разведчики
9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?
все нормальные! возомнить себя богом не пришло в голову ещё никому
10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька в тайне является отцом главного героя?
так его ж вообще нет!
11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?
нет, и короли не такие уж добрые, и влиянию особо не поддаются. разве что некоторые
12. Фраза "забывчивый маг" описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?
магу, у которого с памятью не всё в порядке, на войне делать нечего
13. А как насчет "могучего, но туповатого и добродушного воителя"?
все хитрые, умные и резвые - разведчики как никак
14. А нет ли там "мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посветить персонажей в план действий, в виду каких-то собственных, загадочных причин"?
неа
15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?
женщин довольно мало и все они тоже воины, так что особо за внешностью следить времени нет
16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?
да ну!
17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?
нет
18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?
нет!
19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?
нет!!
20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как "сурового дварфа"?
зачем мне описывать дварфов? мне и других рас достаточно
21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?
все чистокровны
22. А не сделали ли вы эльфа и дварфа неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?
нет, за неимением последнего и моими собственными соображениями
23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?
нет
24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?
нет
25. Вам не ведомо, когда начали использовать сеновязалку?
ну почему же...
26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?
не буду я карту рисовать! да и наименований таких нет
27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу... а может быть и потом - не очень?
у меня даже глав нет, а тут - пролог
28. Это первая книга в запланированной трилогии?
нет
29. А что насчет пяти- и десятилогий?
тем более нет
30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?
а я видела нью-йоркскую телефонную книгу? но скорее всего тоньше
31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?
действие идёт чуть ли не сразу
32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?
нет, предпочитаю всё делать последовательно
33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?
во-первых, врать мне ни к чему, а во-вторых, у меня своё вполне себе нормальное имя
34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?
нет уж, всё своим умом
35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?
неа
36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?
пока нет. собственно ещё и герои-то не все названы
37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?
да вроде как нет
38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете "Тим Умбер", а второго - "Белтузалантал аль'Гринскок"?
нет, так как я так не делаю
39. В вашем мире обитают орки, эльфы, дварфы и полурослики?
последних нет
40. А "оркены" или "дварровфы"?
а этих уж и тем более нет
41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс "полу-"?
нет
42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты дварфов?
нет!
43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?
нет, разведчикам совсем ни к чему ввязываться в батальные сражения
44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?
кое-кого да!
45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании "Wizards of the Coast"?
нет!
46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?
нет, только напицца
47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но самом деле это совсем не так?
я и не хочу ничего знать о феодализме.
48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?
нет
49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?
нет, все довольно честные парни и если можно упростить дело, они сделают для этого всё
50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются "fireball" или "lightning bolt"?
нет
51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин "мана"?
нет
52. Вы пользуетесь термином "чешуйчатая кольчуга"?
нет
53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин "единицы жизни|hit points"?
нет!
54. Вам не известно, сколько весят золотые монеты?
должно быть не столь много
55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?
лошадь, если она не железная, нуждается в отдыхе также, как и её наездник.
56. В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?
нет уж, после такого дня нужно только спать, непременно спать
57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?
нет
58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?
пока нет, но можно будет попробовать...
59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?
нет, это наверняка довольно трудно
60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?
нет
61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?
с приступом только на ларёк ходить! да и на кой моему герою какие-то странные особы? ему и в одиночестве неплохо живётся
62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?
нет, я так больше в обычной жизни шучу
63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десяти килограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?
нет
64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?
смотря куда попасть. если стрелять долго, упорно, но криво, то и 20 может быть мало
65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть "не бог весть что, но в дороге сойдет"?
ещё чего!
66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?
пьянствующих людей вообще довольно мало
67. Вы уверены, что "медовуха" - это просто такое забавное название для пива?
медовуха - это медовуха, и я не собираюсь путать её с чем-то другим
68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности 1 государством, 1 правителем, 1 религией?
нет
69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире - воровская гильдия?
нет, воры - люди разные
70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?
так его ж нету!
71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?
они и сами на многое способны, зачем таскать с собой лишнего человека?
72. "Обычный" - это официальный язык в вашем мире?
нет
73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?
да ну, всё что было, почти всё уже и разграбили
74. Ваше произведение всего-лишь краткий пересказ "Властелина колец"?
у меня своя история
75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!
а врать нехорошо, поэтому я была честна
Проходила "экзамен" и мне было просто весело. Зато вот, Сараби, можешь побольше узнать о моём творении
Райла
@музыка: Агата Кристи - Чёрная луна
@настроение: голова снова болит.. и что ж это я посреди лета простыла?
Сараби
Писать вне штампа невообразимо сложно, тем паче в фэнтэзи, потому как сами рамки жанра задают эти штампы.
Да и вообще, число слов и возможных словосочетаний, знаете ли, ограничено.
Поэтому бесполезные советы, типа, не пишите "был", "скакал", "свой", "однако" и "злоупотребления" деепричастиями - ф топку. Нужны они тексту, хрустальному потоку идеи - пиши. Не надо - на хрен. А советы - менторство, причем со стороны тех, кто не очень-то и значим в литературе.
И тов.Паркер несколько высокомерно, и с робкой надеждой на то, что от него отстанут графоманы, пытается вдолбить, что, мол, куды вы все "со свиным рылом во калашный ряд". Нешто можно Толкиена одолеть?! Паркеру -
Он сам-то понял что написал, например, про вес монет. Он сам-то знает? Нет, определённо не знает. Но вопрос-то задать куда легче.
Что могло бы произойти в фэнтезийном мире, в обденности. Всё равно что сравнивать киношный мир и реальный. В реальности почему-то "простенькие парнишки",
и т.д. в таком случае вы и попадаете на стол к тов. Паркеру, который Вас медленно пережёвывая и поучает: мол, не надобно нам тут фантазировать, Толкиен уже всё написал об этом, а Вы пишите про "простеньких" парнишек из школы... Потому что оне, Дж.Паркер, фантазий там всяких насчёт полуэльфов и полудварфов неприемлють. Тат-то вот.Пишите как сказано...но не вздумайте вляпаться в штамп, или "жалко пересказать Толкиена".
Для того, чтобы писать нужно всенепременно "забить" на Паркера и ещё кучу умников, которые толком не написали ничего сами.
Согласна с уважаемым гостем, от штампов жанра фэнтази уйти более, чем трудно. Это название оружия, обмундирования и прочего, ограниченное количество рас, даже иногда наименаваний (например, почему бы не быть в тексте "Выжженной земли", если там действительно всё выжжено?). Насчёт стилистики, у каждого своё представление о том, как будет лучше. Кого-то хлебом не корми дай наворотить возвышенных эпитетов и деепричастных оборотов побольше. Кто-то пишет, как говорит, со всеми своими словами-паразитами. Всем не угодишь всё равно, так что не легче ли просто писать, как хочется. К тому же, если у меня в мозгу постоянно возникают мысли о чём-то подобном, почему я не могу их перевести в печатный вид? Если это не понравится какому-то конкретному Паркеру, всегда есть вероятность, что понравится кому-то другому. Действительно не стоит писать про несгибаемых лошадей и людей, которым сквозной удар мечом под рёбра причиняет лишь лёгкое неудобство (если, конечно, лошадь не механическая, а человек не восставший мертвец), но и так зацикливаться на том, чтобы было совсем не так, как у кого-то ещё, тоже неверно, на мой взгляд
Мне стыдно признаваться, что "Властелина колец" Толкиена я не читала >_< Начала, но не закончила. Я прочитала даже "Хроники Амбера" Желязны, где книг по крайней мере по количеству больше. Мне понравилось, мама говорит, что скучно. Субъективность мнения читающего сохраняется всегда
Райла