Вообще, "целью" моей "работы" было выяснить значение описания дома Надежды Кадуриной.
Крайне не рекомендую брать всё сплошным текстом. Прочитайте, вникните, поймите, что надо, а что нет, что верно, а что нет. Вдруг я ошибалась.
То, что было в презентации.Рассказ был написан в 1886 году и впервые опубликован в газете «Новое время» 20 сентября этого же года. Вошёл в сборник «В сумерках» 1887 года.
Как раз в 1886 г. начинается новый этап в творческой биографии Чехова – «вхождение в литературу», связанный с регулярным сотрудничеством в газете А.С. Суворина «Новое время».
Критические отзывы: А. Ф. Бычков в своем разборе сборника «В сумерках», отмечая между прочим и недостатки книги, относил «Пустой случай» к числу «менее удачных» произведений, считал «растянутым» и среди «неточных и неправильных выражений» отметил: «прекрасно симулировал влюбленного» и «где бы я мог сгодиться». В. Л. Кигн характеризовал «Пустой случай» как «отрывок», каких у Чехова, по его мнению, — «добрая половина рассказов»: дается «отрывочная характеристика действующих лиц» и показывается «буквально одна минутка их жизни, минутка обыкновенно драматическая и грустная».
Как замечает автор, дорога от ворот к дому была ровная, как линейка, и усаженная «по обе стороны густой стриженой сиренью». По сравнению с самим домом, природа вокруг находится в ухоженном состоянии, и гармонию нарушает только тяжёлый и безвкусный он.
Когда главный герой приезжает в усадьбу к Надежде Львовне, он отмечает, что её дом «представлял из себя нечто тяжелое, безвкусное, похожее фасадом на театр», что «он неуклюже высился из массы зелени и резал глаза, как большой булыжник, брошенный на бархатную траву». Также мы видим, что к нему нужно было идти рощей по длинной дороге, усаженной густой стриженой сиренью. Очевидно, что такой дом кажется нелепым на фоне этой природы.
Оказавшись внутри, герой чувствует атмосферу того, «что когда-то жило и умерло, оставив в комнатах свою душу», что сам дом и его хозяева – уже мертвы.
Можно заметить деталь – «люстры, окутанные в марлю», «дедовская мебель в белых чехлах», похожих на белые саваны - признак того, что дом в запустении, в нем нет жизни.
Описание интерьера дома пестрит олицетворениями. Мы видим «старинную дедовскую мебель в белых чехлах», глядевшую сурово, молчащие часы, замершую на картине воду, дневной свет, который боялся нарушить общий покой. Все эти предметы кажутся нам живыми, в отличие от обитателей дома: кажется, что хозяева оставили этот мир. Как раз поэтому автор использует этот приём – чтобы показать предметы живыми существами, а обитателей дома – духами.
Также одна из деталей – картина с княжной Таракановой. На картине К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» она изображена в каземате во время наводнения, когда хлынувшая через окно вода заставила тюремных крыс искать спасения у ног Таракановой. Похоже, дом был настолько похож на давно покинутый, что даже действие на картине казалось замершим: «Княжна Тараканова, казалось, уснула в золотой раме, а вода и крысы замерли по воле волшебства».
Из истории: княжна - самозванка, «всклепавшая на себя имя», авантюристка, кокетка и «искательница приключений», выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Алексей Орлов получил от императрицы Екатерины II повеление «схватить бродяжку», что он и исполнил, притворившись её сторонником.
Княжна Тараканова схожа с Надеждой Львовной: и та, и другая заперты, но одна – в своей золотой раме, другая – в «царстве позолоченной скуки и скорби».
Важно отметить, что в доме были всегда занавешены окна. Это упоминает и сам герой, когда думает о Надежде Львовне, проезжая мимо фруктового сада. Когда старуха, вошедшая в комнату, поднимает сторы, всё оживает, охваченное дневным светом: пробуждается Тараканова, оживают крысы и вода, «зажмурились мрачные старики-кресла».
Надежда Львовна замуровала себя в четырёх стенах, и причина тому – её любовь к Сергею Ивановичу. Она была замужем, и, чтобы не тревожить чувства к князю, старалась отгородиться от внешнего мира шторами своего дома, где его не было. Так ей было спокойнее, ведь так она не видела мира, в котором жил её возлюбленный.
После того, как главный герой сообщил, что он приехал с князем, Надежда Львовна не отходила от окна. Она увидела и узнала Сергея Ивановича, и в те моменты она была счастлива: «Ее глаза улыбались и блестели, губы дрожали и смеялись, а лицо тянулось ближе к стеклам». Автор сравнивает её с собакой, которая со страстным нетерпением ждёт «пиль!», т.е. Надежда Львовна готова была в любой момент сорваться с места и броситься к князю. Девушка спрятала своё чувство в полумёртвом доме, но оно никуда не делось и сейчас вновь овладело ею.
Весь дом Чехов называет «царство позолоченной скуки и скорби», потому что в этом богатом доме, отгороженном от внешнего мира, нет жизни: Надежда Львовна, «окруженная тунеядицами-приживалками, томилась за спущенными сторами» в своём богатом доме в ожидании мужа, которого не любила.
Когда главный герой встречает хозяйку, она не похожа на девушку, несмотря на свои 26 лет: кажется, что перед ним – старая женщина («мала ростом, тоща, сутуловата»).
Название рассказа противоречит содержанию, ведь для Надежды Львовны увидеть любимого человека – пусть только из окна и со спины – было настоящим счастьем. Она, запертая в «четырех стенах, с ее комнатными сумерками и тяжелым запахом гниющей мебели», наверняка даже не думала о приезде князя в усадьбу. Тем не менее, этот визит ничего не изменит – девушка так и останется в своём пустом, безжизненном доме, а Сергей Иванович продолжит пустую жизнь, да и жизнь их стала такой из-за какого-то пустого случая в прошлом.
Сараби.